">

Безвластие, отсутствие уважаемого и авторитетного человека и беспокойство, причиняемое монгольскими кланами, втянули Тибет в бурное тридцатилетие. Свергнутый со своего поста шестой Далай-лама умер по дороге в ссылку. На господство в Центральном Тибете претендовали два монгольских клана: представители племени хошот, поддерживаемые императором Канси из династии Цин, и иерархи племени дзунгар, вступившие в борьбу за власть в 1717 году.

Подробнее...

Главный покровитель пятого Далай-ламы — монгольский хан Иушри (1582-1655). Именно благодаря ему в 1642 году Гелугпа и пятый Далай-лама одержали победу над царем Цанга, преданным Карма-па. «Пятый Великий» родился в благородной семье недалеко от монастыря Самье и отличался высокой эрудицией, набожностью и чувством юмора. Политические дела заставили его покинуть монастырь Дрепунг и перебраться в Лхасу. Благодаря пятому Далай-ламе последняя стала политическим центром Тибета, а лхасский дворец Потала превратился в символ этой страны.

Подробнее...

«Пятый Великий» (1617—1682).

Пятого Далай-ламу прозвали «Пятым Великим». Именно он смог вернуть Тибету прежние влияние и могущество. Воплощение бодхисаттвы Авалоки-тешвары и царя Сронцзангамбо, он утвердил верховную власть Далай-лам в Тибете. Школа Гелуг-па стала доминирующей школой тибетского буддизма, объединившей под властью своих иерархов практически весь Тибет.

Подробнее...

В 1577 году Алтан-хан пригласил Сона ма Гьяцо, третьего настоятеля монастыря Дрепунг, в Монголию. Гьяцо прибыл туда в 1578 году: этот факт был чрезвычайно важен для истории Тибета, так как обращенные в буддизм школой Гелуг-па монголы во главе с Алтан-ханом стали преданными сторонниками этой школы. Монголы присвоили Сонаму Гьяцо, а также двум его предшественникам титул Далай-ламы. После смерти Сонама Гьяцо на пути обратно в Тибет в 1588 году четвертого Далай-ламу нашли в семье, родственной Ал тан-хану.

Подробнее...

Между тем в политической и религиозной жизни Тибета произошло одно очень важное событие. Цзонкхапа (1357—1419), выдающийся реформатор буддизма из Амдо, приехал в Центральный Тибет и собрал вокруг себя многочисленных учеников-монахов и донаторов-мирян. Он занялся реформированием тибетского буддизма, опираясь на наследие Атиши. Учение Цзонкхапа отличалось определенной догматичностью и схоластической сухостью. Он создал свою школу, вошедшую в историю под названием Гелуг-na, то есть «школы монастыря Гэ».

Вскоре у школы Гелуг-па появились собственные монастыри: Ганден, Сера, Дрепунг.

Подробнее...

Монахи, пришедшие из Восточного Тибета в Центральный, стали объединяться в небольшие сообщества. В свою очередь многие тибетцы уезжали в Индию, Непал и Кашмир для совершенствования своих знаний, и это движение прекратилось только в начале XIII века с нашествием мусульман.

Процесс второго распространения буддизма имеет огромное религиозное и политическое значение для Тибета. Большую роль в нем сыграли учителя, передававшие учение непосредственно своим ученикам. Учителя были харизматическими личностями, вокруг которых сплачивались многочисленные последователи.

Подробнее...