">

Безвластие, отсутствие уважаемого и авторитетного человека и беспокойство, причиняемое монгольскими кланами, втянули Тибет в бурное тридцатилетие. Свергнутый со своего поста шестой Далай-лама умер по дороге в ссылку. На господство в Центральном Тибете претендовали два монгольских клана: представители племени хошот, поддерживаемые императором Канси из династии Цин, и иерархи племени дзунгар, вступившие в борьбу за власть в 1717 году.

Последние сначала воспринимались как освободители, но это продолжалось лишь до тех пор, пока вероломные монголы не ограбили и не разрушили несколько монастырей. Седьмому Далай-ламе — ребенку Калсану Гьяцо (1708—1757), родившемуся в Каме, помог спастись от племени дзунгар его отец. Кал-сан Гьяцо укрылся в монастыре Кумбум недалеко от Амдо на северо-востоке Тибета и оказался под покровительством династии Цин. В 1720 году Кал-сан Гьяцо был увезен в Лхасу маньчжурскими войсками, которые объединились с тибетской армией и наконец изгнали племя дзунгар.

Испытывая огромное уважение к своему учителю Лобсану Чокьи Гьялцену (1569— 1662), пятый Далай-лама — Нгаван Лобсан Гьяцо — выдвинул идею воплощений Панчен-лам. В Тибете до сих пор верят, что Панчен-ламы являются воплощениями будды Амитабхи, а Далай-ламы — воплощениями бодхисагтвы Авалокитешвары. Лобсан был настоятелем монастыря Ташилунпо и первым Панчен-ламой, но этот титул был присвоен и его предшественникам, так что основателем линии воплощений Панчен-лам был признан Кхедруб Чже Гелек Пэл-зангпо (1386-1438), один из учеников Цзонкхапы. Монастырь Ташилунпо, построенный в 1447 году, стал резиденцией Панчен-лам с XVII века.