">

Между тем в политической и религиозной жизни Тибета произошло одно очень важное событие. Цзонкхапа (1357—1419), выдающийся реформатор буддизма из Амдо, приехал в Центральный Тибет и собрал вокруг себя многочисленных учеников-монахов и донаторов-мирян. Он занялся реформированием тибетского буддизма, опираясь на наследие Атиши. Учение Цзонкхапа отличалось определенной догматичностью и схоластической сухостью. Он создал свою школу, вошедшую в историю под названием Гелуг-na, то есть «школы монастыря Гэ».

Вскоре у школы Гелуг-па появились собственные монастыри: Ганден, Сера, Дрепунг. Начиная с XII века в школе Карма-па, а потом и в Гелуг-па была прервана традиция передавать власть кровным родственникам и основана новая: передача власти воплощенцам (тулку) тех или иных представителей буддийского пантеона или выдающих деятелей буддизма. Это нововведение вскоре подхватили и другие школы в Тибете.

Надо отметить, что до этого нигде в буддийском мире не наблюдалось ничего подобного, хотя сама идея воплощения, несомненно, коренилась в общемахаянской доктрине. В 1407 году четвертый иерарх школы Карма-па, а через несколько лет после него и племянник Цзонкхапа по приглашению династии Мин посетили Пекин, однако связи тибетских буддистов с китайской династией были в то время уже не столь обширными, как в эпоху правления династии Юань.

В 1434 году иерархи влиятельной школы Пхагмод-ру-na вступили в спор за господство в Тибете с правителями Ринпуна, местности к северу от Шигацзе. Два века подряд продолжалась открытая и скрытая борьба за власть между двумя основными религиозными школами в Центральном Тибете — Карма-па и Гелуг-па. Карма-па поддерживали властители Ринпуна, а Гелуг-па — иерархи Пхагмодру-па из Лхасы. Низвержение правителей Ринпуна в начале XVI века их же феодалами не изменило ситуации, так как гонимые правители поселились в Шигацзе, приняли титул «царей Цанга» и продолжали поддерживать Карма-па.