">

Другим проявлением воздействия учения на формирование иконографии можно считать наличие у Будды особых положений рук и пальцев (мудр), которые передают различные аспекты трансцендентной природы антропоморфного образа. К числу наиболее употребляемых мудр в начальный период становления антропоморфного образа Будды (II—III вв.) относятся дхаяна-мудра (знак медитации, достижения просветления), дхармачакра-мудра (символ первой проповеди, приведения в движение Колеса Закона), абхайя-мудра (знак дарования защиты), витарка-мудра (знак объяснения, толкования учения).

К концу кушанской эпохи (III в.) в иконографии Будды получила распространение еще одна мудра — бхумиспарша-мудра (знак прикосновения к Земле), символизирующая невозмутимость учения. В раннем средневековье в связи с дальнейшим развитием учения число мудр в буддийской иконографии значительно увеличилось, но часть из них стала достоянием только региональных традиций.

Ранняя антропоморфная иконография Будды как Гандхары, так и Матхуры единовременно вводит канонический набор мудр. Вероятно, его выработка в учении предшествовала изобразительному воплощению.