">

Форма церемонии зависит от ее цели, божества, которому она посвящена, и от религиозной школы. Сложные ритуалы требуют серьезной подготовки, приготовления торма (жертвенных хлебцев) и других жертвенных подношений в зависимости от ритуала. Во время ритуалов играют на различных музыкальных инструментах, поют песнопения, обращаясь к Будде, Падмасамбхаве, другим божествам буддийского пантеона или местным божествам. Религиозный ритуал в Тибете может отправляться как священнослужителем (и монахом, и человеком, не принимавшим монашеского обета), так и, если речь идет о ежедневном отправлении культа, одним из членов семьи. Исполнение ритуала может происходить и в монастыре, и в специально отведенном месте частного дома, и на лоне природы (в последнем случае, если ритуал посвящен небуддийскому божеству).

Мир представляется тибетцам чем-то вроде королевского двора, где раздают хорошие и дурные места в будущей жизни, духовные и мирские блага. Чтобы получить блага и избавиться от несчастий, простые тибетцы делают статуэтки богов, жгут ароматические палочки из ладана и ветки можжевельника, считающегося в Тибете священным деревом, окуривают свое жилище, поют гимны, без конца шепчут молитвы, вертят молитвенные мельницы, устраивают торжественные богослужения, приносят жертвы богам, пускают по ветру бумажные полоски с текстами молитв, наваливают огромные кучи камней с высеченными на них благочестивыми изречениями, совершают паломничества.

Тем не менее буддийское учение говорит о том, что простые миряне, живущие во лжи и обуреваемые страстями, не могут идти по стезе истины. Спастись может только тот, кто познал суету мира и способен отрешиться от нее. Следовательно, только священнослужители способны достичь абсолютной истины.