">

Буддийское искусство представляет собой тип конфессионального искусства, одной из основных задач которого является оформление культовых сооружений. В этой связи для объективного анализа произведений монументального буддийского искусства необходимо учитывать особенности памятников архитектуры.

Несомненно, что начало строительства буддийских памятников на территории Средней Азии связывается с распространением самого учения.

Согласно буддийским источникам, механизм внедрения буддизма на новой территории заключался, как правило, в появлении монаха-миссионера, который выступал с успешной проповедью перед правителем данной местности, после чего правитель или кто-либо из его окружения возводили монастырь для проповедника и его последователей. Иногда сам монах на новом месте сооружал небольшой храм (это могла быть буквально хижина), становившийся ядром последующих строений.

Строившиеся на территории Средней Азии буддийские объекты должны были, во-первых, воспроизводить традиционные типы буддийских сооружений родины буддизма — Индии, а во-вторых, испытывать влияние культовых зданий конфессий, распространенных на среднеазиатских землях. Таким образом, можно говорить как минимум о двух компонентах, участвовавших в процессе формирования буддийской архитектуры Средней Азии.