">

Тибетская концепция тулку — это не просто концепция земных воплощений, это концепция последовательной цепи появлений нирманакая. Она сформировалась в XIV веке в школе Кармала как обоснование нового порядка наследования религиозного титула. Этот порядок постепенно вытеснил обычай наследования по кровной линии, сохранявшийся до XVII века в одном из направлений школы Кагъю-ла и до настоящего времени существующий лишь в школе Сакъя-па. Согласно концепции тулку, к каждому новому воплощенцу — родившемуся ребенку, переходит духовное достояние его предшественника. Все люди-воплощенцы в пределах одной линии воплощений носят одно и то же имя. Линию воплощений может начать учитель, который объявит, что он родился на благо других людей как воплощение того или иного почитаемого персонажа.

Когда воплощенец умирает, о нем не говорят, что он скон чался, а лишь сообщают, что он «отсутствует». Как только появляется ребенок, в котором воплотился умерший, говорят, что он вернулся. По явление на земле нового воплощенца сопровождают пророчества и различные знаки свыше. Как правило, перед смертью иерарх сам указывает возможное место своего нового рождения. Важную роль также играют пророчества государственного оракула Тибета, который, входя в транс, вещает от имени говорящего через него божества

Иногда существует несколько детей — предполагаемых воплощенцев. В этом случае настоящего тулку должен узнать другой воплощенец, чаще всего им становится Далай-лама. Тот воплощенец, который был назван последователем предыдущего, восходит на трон и берет имя предыдущих тулку. Некоторые тибетские воплощенцы являются известными духовными учителями, ламами. В школе Гелуг-па тулку не принимают обет безбрачия.