">

В 1909 году после пятилетней ссылки Далай-лама вернулся в Лхасу и тут же вступил в конфликт с китайским уполномоченным Лиан Ю, который для подкрепления призвал в Сычуань 2000 человек. Лхаса была разграблена. Далай-лама послал эмиссаров с просьбой о помощи представителям могущественных держав, но их уже не интересовали проблемы Тибета. Далай-лама снова отправился в ссылку в Индию, где его приняли с почетом. Великобритания высказала официальный протест по поводу вмешательства во внутренние дела Тибета династии Цин, однако вплоть до 1911 года Китай пытался взять под контроль Центральный Тибет.

С падением династии Цин в 1911 году тринадцатый Далай-лама сообщил о разрыве отношений с Китаем, подчеркнув, что Тибет не нуждается в поддержке и покровительстве этой страны. Последние китайские войска были изгнаны из Тибета. В 1912 году Далай-лама вернулся в Лхасу: он стал первым после «Пятого Великого» полностью взвалившим на себя бремя власти над страной.

В 1914 году британцы и тибетцы на равных началах подписали мирный договор. Далай-лама вместе с 20 000 монахов из монастырей в районе Лхасы (среди которых некоторые еще с сожалением вспоминали о подарках маньчжурских императоров) и Панчен-ламой создали могущественное бюрократическое государство. Позже отношения Далай-ламы и Панчен-ламы испортились, и в 1923 году девятый Панчен-лама бежал в Китай.

В то время как некоторые прогрессивно настроенные тибетцы, например, генерал Царонг или поэт Гедун Чопел, понимали, что тибетскому обществу необходимы перемены, могущественные консервативные силы всячески препятствовали этому, особенно боясь контактов с иностранцами. Реформы армии и полиции откладывались, английская школа, открытая в Гьянце в 1924 году, закрылась через два года. Далай-лама уступил наконец консервативным силам, и возможность снова открыть подобную школу в очередной раз стала несбыточной мечтой.