">

Второй компонент — культовая архитектура, типология которой сформировалась в Средней Азии к рубежу эр, еще до прихода буддизма, и которая представляла сложный синтез иранской и эллинистической традиций. Для Средней Азии этого периода характерны два основных типа культовых сооружений: 1) храмы и 2) погребальные сооружения. Основными элементами храмовой архитектуры, типологии и эволюции которой посвящена огромная литература, стали целла, обходной коридор и храмовый двор. Такой набор планировочных элементов встречается в культовых постройках Бактии как эллинистического (храм Диоскуров на Дильберджине, II в. до н.э), так и раннекушанского времени (династийный храм Халчая-на, I в.).

Развитие этой же планировки отмечается позднее и в культовой архитектуре раннесредневекового Согда. Если в процессе формирования буддийской архитектурной типологии были использованы элементы существовавшей храмовой архитектуры Средней Азии, то небуддийские погребальные сооружения — вне зависимости от конкретных религиозных учений, распространенных в Средней Азии в 1-Х вв. — никак не отразились на буддийской же мемориальной архитектуре. Подробный анализ культовой небуддийской архитектуры представляет тему, выходящую за рамки данного исследования.

Имеющийся материал позволяет сравнивать известные среднеазиатские памятники буддийской архитектуры с принятой в историографии буддизма типологией культовых сооружений, а также выявить некоторые особенности планировки и расположения буддийских культовых сооружений Средней Азии.

Ниже будут подробно рассмотрены типы традиционной буддийской культовой архитектуры в сопоставлении с материалами среднеазиатских памятников.