Независимое появление этого типа фиксируется в двух районах Индии — на северо-западе Индии (наземная архитектура) и западе Декана (пещерная архитектура). В обоих случаях строительство храмов с данной планировкой является результатом внешнего влияния.

 

Одним из наиболее ярких свидетельств, демонстрирующих существование небуддийских прототипов этой планировки, является наземный храм Джандиал в Таксиле, относящийся ко времени правления парфян (50 г. до н.э.—65 г. н.э.). Он состоит из вестибюля и квадратной целлы.

У торцевой стенки целлы расположена платформа, на которой, по мнению Б. Роуленда, устанавливался алтарь огня. Учитывая, что Джандиал внешне повторяет греческие перистильные храмы, можно говорить о возможности совершения обхода целлы по перистильному портику.

В буддийской наземной архитектуре Средней Азии такая планировочная схема (квадратная целла с постаментом для размещения культовых атрибутов у торцевой стены или в центре) получила свое дальнейшее развитие. Она использовалась при строительстве как святилищ со ступой, так и «домов образа» (райтафага).