">

Тибет

Таким образом, широкое распространение антропоморфного образа Будды было определено не конкуренцией буддизма с местными индуистскими культами, не художественным воздействием Запада (античной традиции), а стратегической задачей адаптации пропаганды к уровню восприятия учения новой династией, результатом чего должна была стать (и стала) государственная поддержка. Буддийское изобразительное искусство начало активно использовать антропоморфные изображения Будды, а параллельно с развитием махаянистских тенденций — и изображения бодхисаттв.

Подробнее...

Другим проявлением воздействия учения на формирование иконографии можно считать наличие у Будды особых положений рук и пальцев (мудр), которые передают различные аспекты трансцендентной природы антропоморфного образа. К числу наиболее употребляемых мудр в начальный период становления антропоморфного образа Будды (II—III вв.) относятся дхаяна-мудра (знак медитации, достижения просветления), дхармачакра-мудра (символ первой проповеди, приведения в движение Колеса Закона), абхайя-мудра (знак дарования защиты), витарка-мудра (знак объяснения, толкования учения).

Подробнее...

Когда в первом веке нашей эры в Бактрии и в северо-западной Индии утвердились кушаны, буддисты обратились к изобразительному искусству как форме, имеющей не меньшую степень воздействия на мирян, чем слово. В этих целях буддисты использовали практику антропоморфного изображения Будды, уже существовавшую в буддийской традиции и сопоставимую с эллинистическим антропоморфизмом, на который опиралось династийное искусство кушан.

Подробнее...

В самом начале XX века мистическая для жителей Запада страна Тибет оставалась белым пятном на карте Азии. Она находилась под влиянием таких крупных держав, как Китай, Великобритания и Россия, и ревностно ими охранялась. Но запреты действовали не всегда и не для всех, и в течение веков находились бесстрашные люди, приезжавшие в Тибет: миссионеры, исследователи, военные из Британской Индии, шпионы и авантюристы — все они, каждый на свой манер, вспоминали о диковинных далеких землях, о странных городах, об огромных просторах, о необычной природе этих мест, и казалось, что реальность и вымысел сливались в их рассказах воедино.

Подробнее...

В 1933 году тринадцатый Далай-лама умер, и китайцы прислали свою делегацию в Тибет, чтобы выразить соболезнования. Затем они опять открыли свое представительство в этой стране. В 1936 году, заручившись согласием тибетского правительства, англичане также открыли свое представительство в Лхасе. Это помогло противостоять китайцам, уравновесить силы, чего в течение двух веков не смогли сделать в Тибете непальцы и бутанцы.

Подробнее...