">

Пещера 26 - Молитвенный зал махаяны (Chaitya). Изюминкой этого зала является большая резная статуя лежащего Будды, представляющая момент его смерти. Внизу изображены последователи Будды, которые скорбят о его уходе; вверху - небесные существа, которые радуются приходу Будды к ним. Пещера также содержит ступу с изображением Будды в павильоне.


Пещера 17 - монастырь махаяны с множеством хорошо сохранившихся настенных картин. Девицы и небесные музыканты на потолке, и Будды, небесные хранители, богини, лепестки лотоса украшают стены и дверь. Одна роспись в пещере 17 содержит изображение встречи принца Симхала с людоедом на Шри-Ланке, где он потерпел кораблекрушение. На другой изображен царь богов, который летит по облакам со свитой из небесных нимф (Apsaras) и музыкантов. Панель над дверным проемом изображает семь Мануши Будд (Будд в человеческой форме) вместе с Майтрейи или будущего Будду, сидящего под деревьями Бодхи.
Пещера 16 - монастырь махаяны, содержащий красивые картины с Принцессой Сундари, которая упала в обморок, узнав, что ее муж (брат Будды, Нанда) собирается стать монахом.
Пещеры 15, 13, 12 - монастырские пещеры тхеравады.
Пещера 10 - молельный зал тхеравады, считается старейшим в пещерном храмовом комплексе Аджанты, датируется 2 веком до нашей эры.
Пещера 9 - одна из самых древних пещер, молельный зал, который отличается от других пещер своими арочными окнами, которые позволяют мягкому солнечному свету проникать в пещеру. Эта пещера тхеравады также имеет большую ступу.
Пещера 8 - монастырь тхеравады.
Пещера 4 - самый большой монастырь Аджанты.
Пещера 2 - фасад этого пещерного монастыря махаяны содержит изображения царей Нага и их окружения. Внутри, мандалы доминируют на потолке, украшенном также демонами и птицами, цветами, фруктами и абстрактными конструкциями. Рисунки на потолке сделаны таким образом, что кажется, что они нанесены на ткань.
Пещера 1 - самая популярная из монастырей в пещерах Аджанты. Каждый дюйм этой пещеры был первоначально расписан, хотя многие из этих росписей стерлись в течение столетий. Дверь в переднюю обрамляется фресками двух великих Бодхисаттв. Справа, держащий молнию - Авалокитешвара (или Ваджрапани), самый важный Бодхисаттва в буддизме Махаяны. С левой стороны, держа кувшинки, изображен Бодхисаттва Падмапани. Стены по бокам в этой пещере содержат изображения двух сцен из жизни Будды: его искушением Мара незадолго до его просветления, и чудо Сравасти (тысячи изображений Будды). Над левым крыльцом пещеры 1 находится фриз из трех Знамений (больной, старый человек, и труп), через которые Будда увидел свое судьбоносное путешествие за пределы дворца, которое привело его к тому, чтобы стать монахом. В святая святых монастыря находится колоссальная скульптура Будды в позе проповедника. Фрески на стенах главного зала изображают многочисленные сказки Джатака, рассказы о прошлых жизнях Гаутамы Будды.