В Тибете буддизм появился в VII веке, принесенный одновременно индийскими и китайскими проповедниками, воззрения которых, естественно, несколько различались. К VIII веку возникла потребность выяснить, какой же вариант буддизма является истинным и соответствующим подлинному учению Будды. Диспут на эту тему состоялся около 790 года в монастыре Самье.

Китайское направление чань (позже дзен у японцев) представлял Хэшан Махаяна, считавший, что главным методом совершенствования является созерцание, направленное на достижение полной остановки мыслительного процесса: вслед за прекращением мыслительного процесса раскрывается наша собственная природа, которая есть природа будды. Идеи классической индийской махаяны отстаивал Камалашила, следовавший учению синкретической школы йогачорамадхьямика с иным пониманием как структуры пути, так и характера природы будды.

Существует несколько противоположных мнений о том, чем же все-таки закончились дебаты (согласно тибетским источникам—победой Камалашилы), но известно, что приблизительно в это же время в Тибете распространился тантризм Тантризм — это религиозное направление, существующее в индуизме и буддизме, которое делает ударение на йоге и опирается на тексты, называемые тантрами. Эти тексты могут быть объяснены учителем (гуру). Тантризм практиковали в Уддияне на северо-западе Индии, в Свате (современный Падмасамбхава — Гуру Риниоче «Лотосорожденный» — тантрический йогини чудотворец из Уддияны (Северная Индия).

Он сыграл важную роль в распространении буддизма в Тибете, и его в этой стране почитают наравне с Буддой. Согласно преданию, Падмасамбхава был проявлением, «магически созданным телом» (нирманакая) будды Амитабхи. Пятьдесят лет он жил в Тибете, основывал монастыри, учил тантризму Рассказывают, что он покорил всех злых тибетских ботов, оставив только тех, которые приняли буддизм и пообещали стать «заі і urn піками» этого учения.