Согласно легендам, монастырь Дрепунг возник в  1416 году, и он входит в список наиболее значимых монастырей в учении Гелугпа. В переводе «гелугпа» означает «желтая шапка», особое направление в буддизме, которого придерживаются большинство  тибетцев. Дрепунг – «гора риса», и это название дали из-за большого количества  жилищ монахов, выкрашенных в белый цвет, и возведенных  на всем склоне горы.

Существует интересная легенда происхождения самого древнего монастыря. Согласно ей, у ламы Цонкапа был ученик Джамьян Чойдже, и в один из дней он передал ему  белую раковину. По преданию этот предмет некогда принадлежал самому великому Будде Шакьямуни. И в настоящее время паломники могут видеть этот священный предмет  в большом зале, где происходит чтение сутр. Лама наказал построить храм, в котором будет храниться белая раковина. И как предсказывал великий учитель, этот монастырь  станет цитаделью  буддийского ученья в Тибете.

Ученик не осмелился ослушаться своего учителя, и направился на поиски того места, где будет построен монастырь. Во время продолжительного странствия он проезжал мимо  горы и остановился у ее подножья на ночлег.

Ночью у Джамьяну Чойдже было ведение, в котором  было сказано, что если монастырь будет стоять  на самой вершине горы, то его ожидает нищенство, но в то же самое время он будет знаменит благодаря великим ученым, а так же многочисленным общинам монахов.

Но если монастырь будет находиться у подножья горы, то на протяжении всего времени  не будет недостатка у живущей монашеской общины. Но вот что касается мудрых монахов, то их здесь будет крайне мало.

 

Когда виденье закончилось и Джамьяну Чойдже проснулся, он долго думал, где быть монастырю, и, наконец, принял правильное решение. Он решил возвести монастырь в горах, на самой середине пути. Именно так, согласно легенде, и возник самый древний монастырь в Тибете. И сегодня в монастыре в горах собирается  несколько тысяч монахов, и он обрел  статус «чоде», означающий «Великая цитадель Учения».