">

Наличие второй планировочной схемы было выявлено при реконструкции истории строительства комплекса В на северном склоне южной вершины. В начале своего существования комплекс состоял из двух самостоятельных сооружений, одно из которых (комплекс В-1) занимало восточную часть двора с пещерами 1, 2, 3, а другое (комплекс В-П) — западную часть с пещерами 4 и 6.

Подробнее...

Одним из возможных компромиссов стало появление в пещерных монастырях наземных частей, в результате чего по формальному признаку эти монастыри стали наземно-пещерными.

В-третьих, в результате планировочных изменений произошло переосмысление центрального устоя, окруженного обходным коридором, как сакрального пространства, вследствие чего в устое сооружается целла.

Подробнее...

Характерная особенность пещерных сооружений этого времени заключалась в том, что вихары и чайтьи могли располагаться рядом, но при этом никогда не соединялись между собой (Бхаджа, Бедса). С развитием Махаяны наметился процесс объединения двух сооружений, имеющих разные функции (вихары и чайтьи), в один архитектурный комплекс; в качестве примеров можно привести пещерные сооружения Куда VI, Сайларвади 5, Карадх, соединившие монашеские кельи и чайтьи со ступой. В IV—V вв. этот процесс привел к появлению стандартной формы пещерной вихары, включающей вестибюль, большой зал с кельями по трем сторонам, и помещение чайтьи, расположенное в торцевой стене зала (Насик XV).

Подробнее...

Сравнение планировок сооружений южной и западной вершин, а также определение относительной последовательности их возведения позволили предположить существование у строителей кара-тепинских комплексов двух планировочных схем, которыми они руководствовались во время работы. Эти схемы следует рассмотреть подробнее.

Подробнее...

Использование в кушанское время в Бактрии термина «вихара», принятого для типа монастырей, подтверждается надписями на керамике с Фаяз-тепе, а также северной вершины Кара-тепе, где также встречается слово «вихара». К сожалению, детальные планы Фаяз-тепе не опубликованы. Планировка, полученная в результате исследований северной вершины Кара-тепе, пока не позволяет реконструировать монастырский комплекс целиком.

Подробнее...

Катманду Боднатх ступа является крупнейшей буддистской ступой в Непале и находится в самом святом храме тибетского буддизма за пределами Тибета. Этот храм является центром тибетской культуры в Катманду. Ступа расположена в городе Будха, на восточной окраине Катманду.