Другим типом культовых построек в буддизме были ступы. Согласно предсмертным распоряжениям Будды, с его телом надлежало поступить в соответствии с практикой погребения праведного правителя (чакравартина) — тело кремируется, прах помещается в золотую урну (реликварий), которая закладывается в ступу — специальное мемориальное сооружение, имеющее форму холма.

Символике ступ посвящена огромная литература. Традиционно считается, что ступа воспроизводит строение мироздания, а отдельные ее части сопоставляются с различными понятиями буддийского учения.

Классическая ступа должна состоять из следующих частей:

1.    платформа основания — pashana-kuttima;
2.    цилиндрический барабан — ghantakara;
3.    сферический купол — anda;
4.    навершие купола — harmika;
5.    мачта — у asti;
6.    зонтики — chвtras.

Вокруг ступы сооружалась ограда, создававшая возможность для совершения ритуального обхода — pradaksina-patha; по сторонам света в ограде устраивались ворота — torana.


Первоначально, согласно пожеланию Будды, поклонение ступе являлось уделом мирян, но уже в первой половине I в. до н.э. в пещерных сооружениях Западной Индии кельи монахов сооружаются рядом со святилищами, содержащими ступы (caitya-ghara; caitya-stupa), например, в Бхадже, a caitya-ghara становятся одним из обязательных элементов монастырских построек. Обход вокруг ступы— прадакшана — является одним из наиболее распространенных ритуалов буддийской культовой практики.