В Индии первые буддийские монастыри, относившиеся ко времени жизни Будды, представляли собой садово-парковые территории с различными постройками, которые предназначались для проживания монахов в сезон дождей. Никаких регламентированных планировок у этих сооружений не существовало. В целом такие постройки обозначались терминами avasa или агата.

По мере развития учения были выработаны новые формы монастырских сооружений, где проживали монахи, для которых использовался термин lena. По мнению С. Датта, появление этих новых форм отмечает развитие буддийской общины от «поселения монахов» до «монастырского общежития». Chullavaga (VI, 1,2) сообщает о существовании 5 видов lena (Pancalenani): 1) vihara, 2) addha-yoga 3) pasada, 4) hammiya, 5) guha. Из пяти упомянутых видов широкое распространение в дальнейшем получили только два — вихара (viharб) и гуха (guha).

Вихара характеризуется как «нормальный тип» монастыря, «отдельностоящего, построенного из кирпича или камня». Сооружения типа вихара получили распространение на севере Индии; сооружения типа гуха преобладали в центральных районах, где таким термином, как правило, обозначаются пещерные памятники.